Здравствуй, уважаемый родитель!
Твой малыш незаметно подрос, и вот он уже – не младенец и не смешной дошколенок, а почти взрослый солидный человек – школьник. Куплена школьная форма и самый лучший ранец, пачка тетрадей, ручки, карандаши и еще целая куча нужных вещей. И ты с нетерпением ждешь, что чадо будет радовать каждый день родителей пятерками? Иначе и быть не может: ведь твой ребенок – самый умный, развитый, сообразительный и начитанный!
Как вдруг… Ни с того ни с сего в дневнике появляются двойки. И ты – в растерянности: как же так? Что делать? Ругать, наказывать, разбираться с учительницей?
Что же делать потерянному родителю?
Не пропускайте родительских собраний в школе. Только вместе с родителями учитель может правильно стимулировать ребенка, воздействовать на его поведение и отношение к учебе. А сын протягивает мне дневник: «Распишись, пожалуйста, в четверг родительское собрание». Ничего не поделаешь. Придется отложить все дела и идти. Все же ребенок — это самое важное в нашей жизни. И с учителями у нас один интерес: как развивается ребенок, какие трудности он сейчас преодолевает, в какой помощи нуждается. Нужно встречаться, обмениваться мнениями и информацией.
На чем следует заострить внимание, чтобы разговор с учителем достиг цели, оправдал ожидания обеих сторон?
Будьте в курсе дел
Если ваш ребенок, посещающий, например, группу продленного дня, рассказал вам о том, что во время самостоятельной работы в классе его часто ругают, постарайтесь узнать у учителя, какую задачу он ставил перед учеником, что требовалось выполнить. Это время не является свободным временем ученика, здесь ребенок самостоятельно может выбрать только то, чем он будет заниматься сначала — решать задачу, делать упражнение или рисовать. Учитель контролирует работу ученика, видит, как ребенок справляется с заданием.
Если вы в курсе того, что происходит в школе, вы можете попросить учителя давать ребенку на выбор, например, два задания. Или попросите посадить его за одну парту с учеником, который самостоятельнее вашего ребенка, и работает более уверенно.
Расскажите о доме
Поделитесь с учителем тем, что ему необходимо знать, для того чтобы он мог получше понять вашего ребенка. Расскажите, какую спортивную секцию он посещает или чем увлекается в свободное время. Это позволит учителю видеть в ребенке не только своего ученика, но личность. Расскажите, что утром он иногда куска проглотить не может из страха перед уроком математики, хотя дома бегло пересказывает таблицу умножения. Только так учитель сможет понять, что ребенок отвечает плохо не от незнания предмета, а от неуверенности, и попытается изменить свой подход к ребенку, испробовать иную методику контроля знаний ученика.
Проявляйте интерес к работе учителя
Обязательно скажите учителю, что нравится именно вам в его педагогической деятельности, а что вашему ребенку. Можете вспомнить случай, когда дочери так понравилась рассказанная учителем история, что дома, все еще находясь под ее впечатлением, она пересказывала ее несколько раз. Или что сын теперь сам показывает и называет вам птиц, о которых учитель рассказывал в классе. Или что ребенок гордо рассказал вечером всем членам семьи, что учитель сегодня похвалил его за хороший почерк.
Если вы проявляете интерес к работе учителя, спросите, какую музыку включал он недавно на уроке, которая так понравилась ребенку, что вы хотите тоже приобрести такую кассету. Или спросите, как же ему удается
удерживать внимание тридцати сорванцов в течение всего урока, в то время как вам не удалось усмирить их даже на короткое время, когда десять сорвиголов расселись за праздничным столом в день рождения сына.
Пытайтесь вместе разрешать проблемы
Если дочь стала плохо заниматься по какому-либо предмету, а в прошлом году, когда преподавал другой учитель, все было хорошо, это может иметь разные причины.
Возможно, причина в том, что ваша дочь перестала заниматься с тем усердием, которое она проявляла, учась у другого учителя. А, возможно, учебный материал усложнился, и у ребенка появились трудности иного рода.
Иногда причина банальна: новый учитель просто говорит (диктует) быстрее прежнего. Или ребенка отсадили далеко назад, и ему плохо слышно, что говорит учитель. Только совместными усилиями можно выяснить причину плохой успеваемости ребенка, помочь и поддержать его.
В конце концов, у вас с учителями общий интерес: ваша дочь должна идти к той же цели, к которой стремится весь класс. Если вы будете помнить об этом, вам будет легче разговаривать с учителями.
Заводите разговор о плохих отметках
Двойка, например, по математике — это явное предупреждение родителям. Как можно быстрее сходите в школу, позвоните, поговорите с учителем, чтобы неудача не успела закрепиться в сознании ученика. Выясните у учителя, что именно не понимает ребенок. Если он не усвоил какие-то основы, ему потребуется на какое-то время помощь.
Возможно, из-за проблем в семье ребенок не может сконцентрироваться, и поэтому стал отставать в учебе. Или ему просто не по силам усвоить объем материала, или для него высока скорость обучения.
Расскажите учителю, как отреагировал ребенок на неудовлетворительную оценку: плакал от досады, был зол на эту «дурацкую» математику, или это отрицательно сказалось на его психологическом состоянии, и он чувствует себя неспособным справиться с заданием.
Вместе с учителем разработайте стратегию поведения на следующую четверть, в которой будут учтены реакция ребенка (известная только вам) и учебный план для него (известный только учителю).
Говорите не только об отметках
Оценки — это лишь часть школьной жизни. Используйте возможность поговорить с учителем о социальном поведении вашего ребенка: как он вливается в коллектив, помогает ли другим детям, держится ли вызывающе или застенчиво, скромно. Вы можете узнать что-нибудь новое о своем дитяти, о его особенностях. Об этом вам было бы нелегко узнать в иных обстоятельствах. А у учителя не создастся впечатления, что вы рассматриваете его как человека, обслуживающего вашего ребенка.
Учителя же нередко беспокоит то, что не дает родителям быть откровенными в разговоре с ними, а именно: родители боятся, что их рассказ о своем ребенке может затем отрицательно сказаться на нем.
На самом же деле все обстоит как раз наоборот: тот, кто сумеет правильно использовать встречу с учителем, тот сможет реально помочь своему ребенку.